Однако не нужно думать, что в буддизме все так радужно. Как и в любой сложной системе здесь существуют свои разногласия. И начались они, едва только Гаутама Будда покинул сей бренный мир. Многочисленные его ученики почти сразу начали спорить, как именно нужно воспринимать учение своего великого наставника – как инструкцию для действия, созданную обычным земным человеком или же как откровение божественного существа. Последователи первой идеи верили, что точное повторение пути учителя приведет их к просветлению. Приверженцы второй – предпочитали молиться Будде как богу. Так произошло первое разделение на две ветви – тхераваду («Учение Старейших») и махаяну («Великая Колесница»). Позднее была выделена еще одна значимая линия – ваджраяна (именно она лежит в основе того буддизма, который распространен в России).
Зародившись в Индии, через пять столетий после смерти Будды буддизм начал постепенно распространяться по всей Азии. И сегодня мы видим, что эта религия «пустила корни» во многих странах Востока, в каждой обретя свои особые черты. Китайский буддизм не похож на японский, а бурятский имеет мало общего с тайским. «Столицей» же буддизма на долгие годы стал Тибет, а вот из Индии это учение практически ушло.
Тем не менее, не смотря на разницу в подходах, в основе всех ветвей буддизма лежат одни принципы. Одно учение — учение о Четырёх Благородных Истинах:
Да и цель тоже у всех буддистов одна – покинуть круг сансары (мирских страданий) и перейти в нирвану (божественное состояние полного просветления).
В Таиланде первые признаки появления буддизма относят ко II веку д.н.э. А как таковой тайский буддизм зародился в Сукотае, где в его основу легли «версии» этой религии, взятые у монов и кхмеров.
В средние века тайский буддизм стал значительно напоминать индийский – королю были приписаны божественные черты, а всей королевской власти – статус «высшей инстанции». Пришло это веяние из Камбоджи и продержалось до воцарения ныне правящей династии Чакри. Новые короли Таиланда установили буддизм основной религией государства и коренным образом изменили его черты, положив в основу благополучие не монарха, а народа. По всей стране были основаны монастыри, которые стали возможностью для бедняков получить медицинскую помощь и образование.
На сегодняшний день в Таиланде существует около 32 тысяч монастырей. Религия имеет большую поддержку у жителей страны. И зачастую это проявляется в таких характерных особенностях, как регулярные сборы денег на храмы. И по праздникам, и в будни по улицам ходят – нет даже не монахи, а вполне мирские радетели за благополучие буддийской общины. Заглядывают во все офисы и магазины с чашами для пожертвования, и мало кто отказывает положить в них хоть несколько монет.