Отдыхая на Бали, невозможно не столкнуться с каким-нибудь праздником, шествием или торжественной церемонией. Сама атмосфера острова ощущается как праздничная, может быть потому, что создают и сохраняют ее сами балийцы. Они очень любят праздники, и почти каждый день в каком-нибудь храме проходит красивая церемония. А если нет общих праздников, то всегда можно увидеть (и принять участие, если есть желание) частное торжество.
Часто на праздниках звучит необычный индонезийский оркестр, называемый «Гамелан» (по имени инструмента). Инструмент этот является помесью металлофона и ксилофона. В нем объединено много разных ударных инструментов, а возглавляет их огромный гонг — «кенонг», который задает ритм оркестру. Увидев гамелан в первый раз, невозможно понять из каких инструментов он состоит, и какую музыку воспроизводят музыканты. Европейцам звучание кажется диким и хаотическим, но для балийцев – это священная музыка.
Первое, что бросается в глаза — огромное количество барабанщиков, но назвать это игрой на барабанах не поворачивается язык, кроме них в оркестре звучат флейты, кто-то бьет в тарелки, кто-то — в гонги, есть еще шумелки, сопелки, смычковые, щипковые, струнные инструменты (всего 25 видов), иногда слышится голос певца/певицы. Все вместе они создают какое-то магическое потрясающее звучание. Но самое удивительное, что никто из музыкантов не знает нот и нотной грамоты. Игра на гамелане — это особый вид импровизированного инструментального музицирования. Ритм задается большим гонгом, а дальше идет сплошная импровизация и то, что зрители слышат сегодня, они не услышат больше никогда, потому что все музыканты впадают в некий транс, следуя только ритму, и происходит таинство создания музыки космоса.
Каждый музыкант должен уметь играть на любом из инструментов оркестра, поэтому детей с грудного возраста обучают «гамелановедению». Прогуливаясь по балийским окрестностям, можно увидеть, как по вечерам местное население собирается в местах «социальной тусовки», чтобы пообщаться, помочь советом, узнать последние новости. Взрослых не привлекают бары и клубы, детей не манят игровые автоматы, все вместе они на слух разучивают «гамеланопартии». Главное в обучении выявить и показать характер инструмента, а священная музыка польется сама собой.
Когда эту музыку вы слышите в храме, знайте, что это священное действо, потому что за счет этой игры музыканты отгоняют злых духов и призывают благосклонность Богов, а заодно и настраиваются на следующий день (или на следующую неделю, если праздников не предвидится). Настраиваться на лучшее разрешается всем и туристам в том числе. Вокруг собираются зрители и слушают то, что не услышат больше никогда и нигде, ибо завтра космос и экстаз подскажут другую мелодию. Слушатели сидят, притоптывают, хлопают себя по коленям, сопереживают. Все сливаются в едином экстазе. Начинается настоящая мистерия, и между слушателями и играющими возникает чувство единения. И совсем не случаен ритуальный поклон в конце этого действа.