Surat Thani
Историки считают, что первые обитатели на Самуи появились около 1500 лет назад. Доказательством этого служат китайские документы времен династии Мин, которые гласят, что именно в то время Китай состоял в торговых отношениях с Самуи. Древность этого острова можно сравнить с началом обитания в таком регионе как Карелия, когда его заселили прибалтийско-финские племена.
Было найдено несколько карт острова Самуи, самая старая из которых отнесена к 17 веку. Но фактически Самуи всегда жил очень обособленно и почти не имел связи с материком. Его первым портом стал берег района, который сейчас называют Талинг Нгам.
Именно там торговцы-мореплаватели останавливались, чтобы пополнить запасы воды и пищи. В ту пору местные жители промышляли только рыбной ловлей. Вы, наверное, очень удивитесь, но на Самуи тогда не было даже кокосов… Да, кокосовые пальмы появились только в 19 веке, когда на остров накатила волна эмигрантов из Китая. Эти сметливые люди сразу поняли, что на одной рыбе выжить будет сложно и, вырубив сотни гектар джунглей, засадили весь Самуи пальмами. Если внимательно присмотреться к холмам, то отчетливо можно увидеть, что кокосовые красавицы стоят ровными рядами.
После этого для острова началась новая жизнь – он стал крупнейшим в мире островом-поставщиком кокосового масла. Однако, это длилось не слишком долго – постепенно самуйские кокосы были вытеснены с мирового рынка своими китайскими «конкурентами», которые оказались более дешевыми и столь же хороши качеством. Сегодня кокосовая индустрия Самуи имеет значение только в пределах Таиланда.
Тем не менее, история острова уже была повернута совсем в другое русло. Потомки тех китайцев смешались с местным населением, значительно «обогатив» генофонд самуйских рыбаков. Даже сегодня вы сразу же отличите простого тайца от наследника китайских семей. Последний будет гораздо более деятелен и предприимчив. Ведь китайцы, в отличие от тайцев, никогда не жили по принципу «что с дерева упало, тем и пообедаем».
Еще один народ, смешавший свою кровь с тайской – это малайцы. Их на Самуи тоже немало. Есть целые районы-деревни, населенные в основном мусульманами. Есть и мечети, вы можете найти их в южной части острова.
Происхождение имени «Самуи» остается загадкой. Но существую две правдоподобные версии, откуда оно могло пойти. Первая связывает название со словом «муи», которое означает вид одного из деревьев, растущего по всей территории острова. Историки полагают, что первый слог был просто добавлен к нему со временем для удобства. Вторая теория отталкивается от китайского слова «сабой», которое переводится как «безмятежные небеса» и очень ярко характеризует прибрежные воды Самуи.
Современный Самуи уже очень мало, чем напоминает прежний рыбацкий остров… И когда сегодня туристы сетуют, что дороги на Самуи слишком уж плохого качества, они просто не задумываются о том, что еще 40 лет назад их не было вовсе. В 1940 году на Самуи не знали ни дорог, ни транспорта. Из района в район люди ходили только пешком, и, к примеру, путь от Майнама до Ламаи занимал несколько часов – так что за один день сходить туда и обратно было просто невозможно. Единственным же способом добраться до острова с континента даже к концу 20 века был ночной катер, который шел от Сураттани до Самуи около 6 часов (такие лодки существуют и по сей день, они перевозят мелкие грузы и их хозяев, которые с комфортом могут спать на специально отведенных местах с матрасами на нижней палубе). Именно поэтому говорить о туризме было еще слишком рано.
Первый план строительства дорог на Самуи был успешно заброшен по причине невозможности доставить на остров технику. Она была необходима для проведения трасс через холмы, которыми изобилует Самуи. Но в 1967 году местный глава предпринял вторую попытку «цивилизовать» остров с помощью дорог – он обратился за помощью в правительство страны. Самыми сложными препятствиями были 2 больших перевала: первый — между Майнамом и Натоном, второй – между Чавенгом и Ламаи. Для начала надлежало привести их к такому виду, чтобы можно было залить бетон. Люди много дней вручную расчищали узкую колею, оттаскивая ветки и булыжники, вырубая джунгли. Дальше дело продолжили специальные машины, доставленные с континента. И только в 1973 году проект наконец был закончен. Но даже спустя первые несколько лет, когда кольцевая дорога длинной 52 км опоясала остров, нередким было зрелище людей толкающих застрявший автомобиль. В ту пору ширина ее составляла лишь 2 метра.
Вот тогда-то примерно и началась история Самуи как туристического курорта. И первыми остров открыли для себя так называемые «рюкзачники», то есть малобюджетные, в основном молодые туристы. Поначалу крупных отелей не было вовсе, белокожие любители экзотики останавливались в романтичных хижинах на берегу моря, подобные которым сейчас уже очень трудно найти даже на соседнем, менее развитом Пхангане.
Постепенно остров стал застраиваться курортами, рассчитанными на все более и более состоятельных туристов. Но настоящий подъем туристического бизнеса начался после 1989 года, когда на Самуи был наконец открыт аэропорт, позволивший иностранцам без проблем добираться до острова.